Московская обл., г. о. Солнечногорск,

пгт Голубое, Парковый бульвар, д. 2, к. 4.

Телефон: +7(916)935-75-24

Часы работы: с 08.30 до 20.30

Развитие ребёнка 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет считается переходным от раннего детства к дошкольному периоду. В этом возрасте дети становятся более послушными и спокойными, но при этом возрастает их интерес к окружающему миру и потребность в друзьях, пытаются понять, как устроена жизнь взрослых. Они активно исследуют мир, задают много вопросов и участвуют в сюжетно-ролевых играх. Сюжетно-ролевые игры становятся более сложными и разнообразными. Дети активно используют воображение в играх, моделируя различные ситуации.
Познавательное развитие

Мышление

  • Появляются элементы логики.
  • Может классифицировать предметы по цвету, форме, назначению.
  • Понимает простые причинно-следственные связи.

Восприятие

  • Узнаёт и называет основные цвета и оттенки.
  • Отличает геометрические фигуры.
  • Ориентируется в пространственных направлениях («вверх», «вниз», «справа»).

Память

  • Запоминает короткие стихи, песни, сказки.
  • Может воспроизвести события, которые произошли несколько дней назад.
  • Начинает развиваться произвольная память.

Внимание

  • Может концентрироваться на задании 7–10 минут.
  • Появляется интерес к настольным играм с правилами.

Математические представления

  • Считает до 10, иногда до 20.
  • Понимает понятия «больше–меньше», «длиннее–короче».
  • Начинает ориентироваться во времени («утро», «день», «вечер»).

Окружающий мир

  • Знает названия животных, растений, явлений природы.
  • Интересуется устройством техники, транспортом.
  • Понимает различие между живым и неживым.
Эмоционально-социальное развитие

Эмоции и саморегуляция

  • Узнаёт и называет основные эмоции (радость, грусть, злость, страх).
  • Начинает понимать причины своих чувств.
  • Учится контролировать импульсивные реакции.

Взаимодействие с другими

  • Играет в коллективные игры с правилами.
  • Делится игрушками и ждёт своей очереди.
  • Проявляет сочувствие к другим детям.

Коммуникативные навыки

  • Поддерживает диалог из нескольких фраз.
  • Слушает собеседника и отвечает по теме.
  • Умеет обращаться с просьбой или за помощью.

Развитие личности

  • Осознаёт свои успехи и достижения.
  • Хочет получать одобрение от взрослых.
  • Проявляет инициативу в играх и делах.
Речевое развитие

Словарный запас

  • Активно использует прилагательные, глаголы, наречия.
  • Появляются обобщающие слова («мебель», «одежда»).

Грамматический строй речи

  • Строит сложные предложения (5–8 слов).
  • Употребляет союзы («потому что», «если»).
  • Начинает правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Понимание речи

  • Понимает смысл рассказов, сказок.
  • Может следовать 2–3 инструкциям подряд.
  • Различает звуки на слух.

Произношение

  • Большинство звуков произносит правильно.
  • Возможны трудности со свистящими, шипящими, «р».

Связная речь

  • Пересказывает знакомые истории.
  • Придумывает сюжеты и рассказывает их.
  • Описывает предметы, события, чувства.
Физическое развитие

Крупная моторика

  • Бегает, меняя направление и скорость.
  • Прыгает на двух ногах и на одной.
  • Ловит и бросает мяч разными способами.

Мелкая моторика

  • Уверенно держит карандаш, кисть.
  • Может обводить по контуру.
  • Собирает мелкие детали конструктора.

Координация и равновесие

  • Ходит по узкой дорожке, не теряя равновесие.
  • Может стоять на одной ноге несколько секунд.
  • Перепрыгивает через невысокие предметы.

Выносливость и сила

  • Участвует в подвижных играх до 15–20 минут.
  • Подтягивает, толкает и тянет предметы.
  • Лазает по лестницам и перекладинам.

Осознанность движений

  • Выполняет движения по словесной инструкции.
  • Может синхронно двигаться с группой.
  • Запоминает простые танцевальные или гимнастические комплексы.
Творческое развитие

Изобразительная деятельность

  • Рисует простые предметы, людей, животных.
  • Может раскрашивать в пределах контура.
  • Начинает передавать в рисунке эмоции и детали.

Аппликация и лепка

  • Лепит простые фигуры, соединяет их в композиции.
  • Вырезает ножницами по прямой линии.
  • Склеивает детали в поделку.

Игровое творчество

  • Разыгрывает сюжетно-ролевые игры с распределением ролей.
  • Может придумать короткий сюжет и следовать ему.
  • Использует игрушки и предметы-заместители.

Музыкальное творчество

  • Поёт простые детские песни.
  • Двигается в ритм музыки.
  • Может воспроизводить элементарные ритмические рисунки.
Бытовые навыки

Самообслуживание

  • Самостоятельно одевается и раздевается (с небольшой помощью).
  • Застёгивает пуговицы, молнии, липучки.
  • Надевает обувь и убирает её на место.

Навыки за столом

  • Пользуется вилкой и ложкой без напоминаний.
  • Аккуратно пьёт из стакана.
  • Помогает накрывать и убирать со стола.

Уход за своими вещами

  • Складывает игрушки и материалы на место.
  • Убирает постель с помощью взрослого.
  • Бережно относится к книгам, игрушкам и одежде.

Гигиена

  • Моет руки с мылом перед едой и после улицы.
  • Чистит зубы с напоминанием.
  • Пользуется носовым платком.

Помощь по дому

  • Поливает цветы.
  • Протирает стол, раскладывает предметы.
  • Участвует в простых уборках.
Как помочь развитию ребёнка 4-5 лет

Развивайте речь

  • Читайте книги и обсуждайте сюжет.
  • Учите новые слова и играйте в словесные игры.

Стимулируйте творчество

  • Предлагайте рисовать, лепить, мастерить.
  • Участвуйте вместе в театрализованных играх.

Развивайте социальные навыки

  • Играйте в настольные и подвижные игры с правилами.
  • Учите делиться, договариваться и помогать.

Поддерживайте познавательный интерес

  • Проводите простые опыты.
  • Отвечайте на вопросы ребёнка, поощряйте любознательность.

Укрепляйте физическое здоровье

  • Гуляйте на свежем воздухе.
  • Делайте зарядку, занимайтесь спортом.

Создавайте эмоциональную поддержку

  • Хвалите за усилия, а не только за результат.
  • Будьте рядом, когда ребёнок переживает.
Made on
Tilda